Группа Ландыш детского сада №43

Как подготовить ребенка к школе? Краткое пособие для родителей.

В статьях, посвященных проблеме выбора школы ивступительному тестированию первоклассников затрагивались вопросы о необходимыхзнаниях и навыках, которыми должен владеть ребенок, поступающий в школу. Итак,что же должен уметь будущий первоклассник? Многие родители ошибочно полагают,что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишьверхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно болееобширный. В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенокуметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку вреализации его права на обучение на том основании, что он этого не может – ведьпо идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленномунаучить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь,поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствоватьсебя неуютно в среде «продвинутых» сверстников. Для того, чтобы помочь ребенкуне чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственноотнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься сребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам –подготовительным курсам (лучше при школе, в которую вы планируете поступать),учреждениям раннего развития ребенка или частным педагогам и психологам.Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовкеребенка, это:– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонтпознаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и ихобсуждение);– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятийправо/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;– по возможности –формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах10);– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитиеловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, таки для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). Тоесть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметьманипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток,из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все эторазвивает также внимание и усидчивость;– тренировка памяти – то есть заучиваниестишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такаяпривычка сослужит добрую службу и в школе);– тренировка умения анализировать,классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить,что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собратьиз частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку. Однакоследует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям ипсихической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокойпознавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадокак некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, которыйнадо зажечь. Подходы эти принципиально разные – если выбран первый, ребенокзанимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется,что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовностьи желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «какже так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего неможет и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багажзнаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу…Крометого, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами,могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низкимуровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной(социально-психологической) готовности к школе.То есть, помимо запаса знаний,ребенку необходимо также:– обладать и коммуникативными и социальными навыками –то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизниморально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;– не боятьсявступать в контакты со взрослыми и сверстниками;– уметь отстаивать свою позициюцивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив,излишней боязливости и робости;– осознавать смысл процесса обучения в школе,понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;– уметьподчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать еенеобходимость;– иметь положительную мотивацию, желание учиться;– уметьцеленаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать,планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру,самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашнихзаданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то свероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала);– иметьпозитивное отношение к самому себе.

Важно помнить, чтопомимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка наиммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето передпоступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физическойподготовкой. Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу кшколе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, ауверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило вшколе. Удачи!

 

19 октября 2014 в 18:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.